Главная / Новости / 2011 / SEEN AND HEARD UK CONCERT REVIEW - UK

21.01.2011

SEEN AND HEARD UK CONCERT REVIEW - UK

Павел Коган является художественным руководителем и главным дирижером Московского государственного академического симфонического оркестра с мая 1989 г. Опыт долгой совместной работы, безусловно, является благотворным основанием и большим вкладом в то, что данный оркестр является великолепно натренированным и эффектно выступающим коллективом, оркестром, который уверенно себя чувствует под управлением дирижерской палочки Когана. Подобные сложившиеся отношения в коллективе могут являться, с моей точки зрения, причиной как опасностей, так и взлетов. Зная, что можно ожидать услышать от подобного ансамбля в программе, знакомой на протяжении многих лет, у меня возникало некоторое беспокойство, что сочинения будут нам представлены в привычной манере, хотя и на высоком техническом уровне. По большей части, эти опасения были необоснованны.


Блистательный тон струнных групп и великолепное экспрессивное звучание всех деревянных духовых инструментов были просто поразительны; выше всего - или, выражаясь более точно, ниже всего - был уникальный ритмичный импульс и гармония дуги из восьми потрясающих контрабасов, пение которых сливалось, казалось, воедино, и являлось своего рода высококачественным мотором для огромной машины оркестра.


«Половецкие пляски» Бородина были полны неистовых ритмических ударов, в них присутствовала замысловатая стилизация варварских мотивов и агрессивные ритмы, четко воспроизведенные басами (и тубой, в исполнении Владимира Старкова) на общем исключительно пластичном фоне, создаваемом остальными инструментами. Соблазнительно взмыла знакомая мелодия первого танца, появились азиатские мотивы в звучании деревянных духовых инструментов во втором, в третьем танце эти ритмы стали захватывающими, переходя в отчетливо выраженный, убедительный мотив, образованный четырьмя нотами, в котором четко слышалась с трудом подавляемая дикость, достигшая неистово-яростной кульминации в заключительном танце. Благодаря контролируемой мощи и полноте тонов звучания оркестра, требуемых для соблюдения ритма, это было едва ли не самое искусное исполнение «Половецких плясок» из когда-либо слышанных мною.


Сходными характеристиками обладало и исполнение «Шехеразады», завершавшее концертную программу. Несмотря на то, что оно, конечно же, в первую очередь зависело по своей динамике от искусного дирижирования Когана, свою роль сыграло и красивейшее мелодичное соло в исполнении концертмейстера Гайка Казазяна - оно было чистым и точным. Как мне показалось, при исполнении частей «Море» и «Синдбадов корабль» Коган отдал предпочтение богатству оркестрового звучания и красок за счет некоторой потери в динамике; «Рассказ Царевича Календера» благодаря струнным инструментам прозвучал выразительно, а также взволновал привлекательно-изменчивым фаготовым соло (Вячеслав Сазыкин). Восхитительно-пьянящей была игра струнных в начале части «Царевич и Царевна», подчеркнутая также приятным и остроумным дирижерским прочтением Когана. Финал, как и полагается, был бурным. Жизнеутверждающе прозвучали струнные и медные духовые, а контрабасы поразили своим мощным вступлением. Произведение было исполнено с полным пониманием значения симфонического звучания, с осознанием того, что, несмотря на поясняющий и повествовательный характер сюиты, она является чем-то большим, чем просто иллюстративная музыка.


Между двумя описанными выше оркестровыми произведениями прозвучал Концерт для скрипки с оркестром Чайковского в исполнении очаровательной солистки Хлои Ханслип. В возрасте всего только 21 года, госпожа Ханслип уже несколько лет демонстрирует уверенную технику игры и быстро развивающийся музыкальный талант. Похоже, сейчас она, как солист, уже приближается к зрелости своего дарования. Это было впечатляющее и доставляющее истинное удовольствие исполнение одного из канонических концертов. Ханслип играла с выдержанной красотой музыкальной интонации и лиричной выразительностью, в ее исполнении не было попыток выделиться на фоне аккомпанемента. Ее поддерживало мастерство Когана и его коллектива. Внимание к тонкостям, которые не всегда замечаются солистом, помогло достигнуть новой (непринужденной) рельефности произведения, особенно выраженной в начале Allegro moderato, где превосходная балансировка оркестра привела к новому звучанию часто нераскрытых мест партитуры. В некотором отношении это было чрезвычайно интимное прочтение произведения. В нем отмечалось приятное осознание диалога солиста и оркестра, двух сил, содействующих согласованности музыкального аргумента, не всегда достигаемой при исполнении этого концерта. Наиболее выдающимся было исполнение Ханслип первой каденции - я подозреваю, что пройдет не так много лет до того момента, когда она будет играть, если захочет, великолепные произведения из скрипичного репертуара без оркестрового сопровождения. В финале ритмы мелодии были настолько вдохновленными, насколько только можно было желать, и можно сказать без преувеличения, что характерный стиль русской музыки являлся здесь доминирующим.

Автор: Глин Пюрсглав