Главная / Новости / 2010 / Газета "Лос-Анжелес Таймс" (США)

31.10.2010

Газета "Лос-Анжелес Таймс" (США)

Когда два года назад журнал «Граммофон» составлял рейтинг 20-ти лучших оркестров мира, Оркестр Дрезденской государственной капеллы, игравший в Орандж Каунти в прошлую среду вечером, оказался в нем на 10-м месте. 14-е, 15-е и 16-е места достались русским (Симфонический оркестр Мариинского театра, Российский национальный оркестр и Заслуженный коллектив Санкт-Петербургской филармонии) - вполне обоснованный выбор.

Я оказался одним из критиков, опрошенных при составлении этого списка, и в то время мне не пришло в голову номинировать Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана. Этот коллектив, созданный в 1943 году, давал концерт на сцене Центра Исполнительских Искусств Серритоса в пятницу вечером. Да простят меня Дрезден и вышеназванные русские коллективы, но я не повторю своей ошибки. МГАСО является самым недооцененным из величайших оркестров мира.

Программа концерта была весьма традиционна. Дирижировал Павел Коган. Сольную партию в скрипичном концерте Бруха исполняла молодая американская скрипачка Дженнифер Ко. Завершилось выступление «Картинками с выставки» Мусоргского, и уже после пьесы под названием «Гном», кто-то из публики воскликнул: "О Боже!" - сварливый карлик Мусоргского ожил, представ в виде пугающе осязаемого существа.

Последнее упоминание о МГАСО, которое мне удалось обнаружить в архиве «Таймс», печально. Статья на первой полосе московского выпуска газеты 1998 года начинается с рассказа репортера, побывавшего в офисе директора оркестра, поведавшего об отчаянном положении, сложившемся в коллективе. Оплата музыкантов находилась на нищенском уровне, инструменты пришли в ужасное состояние, а концертный гардероб обветшал. «Государственные чиновники, - рассказывал директор, - не понимают, что если они позволят российской культуре погибнуть, то все, что останется в их распоряжении - это нация бандитов». В ту пору оркестр можно было за небольшую плату нанять для записи самого сомнительного репертуара для бюджетных звукозаписывающих компаний. Он много гастролировал, но турне не спасали его от бедственной ситуации. Теперь МГАСО получает финансовую поддержку от Министерства культуры Российской Федерации, о чем с благодарностью упомянуто в брошюре с программой концерта.

На сцене москвичи действительно выглядели представителями той самой «нации бандитов». Один угрюмый виолончелист как будто был готов плюнуть на слушателей первого ряда. Контрабасисты походили на профессиональных боксеров. Они демонстрировали яростную, и при этом невероятно искусную, жестокость в обращении со своими инструментами, буквально заряжая их такой энергетикой, которую ни я, ни кто-либо еще не в состоянии и близко передать, описывая это выступление.

Дирижер, сын великого российского скрипача Леонида Когана, и сам крутой парень. Он управлял своей дирижерской палочкой с удовлетворенным выражением лица самоуверенного боксера-чемпиона, только-только избившего противника до полусмерти. Все в очередной раз убедились, что он выдающийся музыкант.

Концерт начался с "Итальянского каприччио", пьесы Чайковского, традиционно представляемой туристам в качестве шоу. Однако в данном случае она наполнилась смыслом. Коган сорвал с композитора фальшивую личину, обнажив истинное значение сочинения и представив опаляющую, захватывающую музыку. Глубина исполнения была просто шокирующей.

Даже Концерт для скрипки Бруха оказался в данном случае чем-то значительно большим, нежели средством универсального романтического излияния. Ко, которая всегда нравилась мне значительно больше в современном репертуаре, на этот раз выдала пульсирующую интерпретацию, напомнившую о глубоко личностной и страстной русской манере скрипичной игры.

Несмотря на оркестровку Равеля, «Картинки» Мусоргского были полны темного, славянского духа. Даже «офранцуженное» Равелем соло альтового саксофона не оставило сомнений в том, что «Старый замок» стоит на русской почве. Сказочная ведьма Баба Яга воспринималась как террористка. Женщины в «Лиможском рынке» устроили поножовщину. Затем «Катакомбы» погрузили весь зал во мрак и только сверкающая медь в «Великих воротах Киева» вернула нам ослепительно яркие огни.

Прежде чем продолжить свое беспрецедентное турне по Соединенным Штатам, Коган и МГАСО в понедельник дадут концерт в только что построенном Центре Исполнительских Искусств Вэлли, зале Калифорнийского государственного университета Норсридж. Уверен, с этими русскими разоблачителями акустический тест новой площадки пройдет на высочайшем уровне и станет восхитительным приложением к выступлению.

Марк Свед

http://latimesblogs.latimes.com/culturemonster/2010/10/moscow-state-symphony-is-astonishing-in-cerritos.html