Главная / Новости / 2017 / 25 сентября 2017 г. - открытие "Золотой серии" Павла Когана
25 сентября 2017 г.  - открытие

21.04.2017

25 сентября 2017 г. - открытие "Золотой серии" Павла Когана

25 сентября в 19.00 в Большом зале консерватории Павел Коган открывает «Золотую серию» нового сезона 2017/2018 гг. Московский государственный академический симфонический оркестр приглашает вас на торжественное празднование дня рождения Дмитрия Шостаковича.

Признанный «классиком» еще при жизни, художник универсального дарования оставил после себя грандиозное наследие из 15 симфоний, 6 концертов, 3 опер, 3 балетов, многочисленных произведений камерной музыки, музыки для кинофильмов и театральных постановок. Композитор разделил трудную судьбу своей страны, став свидетелем революции, мировых войн, грандиозных социальных и политических потрясений нескольких эпох. Маэстро Коган выбрал для исполнения в день рождения композитора два знаковых произведения – Вторую и Четвертую симфонии. Между ними лежит десятилетие, полное драматических поворотов и событий не только в судьбе Шостаковича, но и всей страны.

Симфония № 2

Очень лаконичное сочинение, длящееся не более 20 минут, написано Шостаковичем по заказу агитационного отдела Музсектора к десятилетию Октябрьской революции. Работая над симфонией, получившей программное наименование – посвящение «Октябрю», композитор был абсолютно искренним. Шостаковичу, воспитанному в традициях справедливости, равенства, братства, революция пока еще казалась очистительным вихрем, несущим справедливость и счастье. Стремясь передать обобщенный образ народа, совершившего переворот, композитор широко использовал звукошумовые приемы. Он применил в симфонии даже такой неслыханный ранее «музыкальный инструмент», как заводской гудок, который предваряет заключение, где хор скандирует лозунговые стихи Александра Безыменского.

Вторая симфония стала для Шостаковича областью поисков, проб и экспериментов, полем для реализации амбиций. Он хотел создать индивидуальный современный музыкальный язык, а также попробовать свои силы в крупной форме, прежде всего в хорале. И, хотя в основу финального песнопения (в концерте примет участие хор Академии хорового искусства им. В. С. Попова) легли беспомощные в творческом отношении строки, композитор смог вселить богатырскую мощь в безжизненную основу, вдохнув в нее дух кантаты.

Премьера симфонии состоялась 6 ноября 1927 г. при стечении партийных «бонз» и была встречена критикой благожелательно. Однако позднее она была объявлена «формалистской» и изъята из репертуара симфонических оркестров вплоть до «оттепели». За границей Вторая симфония не получила распространения в отличие от Четвертой, партитуру которой Отто Клемперер вымолил у композитора для исполнения за рубежом, и тем самым спас ее от безвозвратной утраты.

Симфония № 4

Одно из самых потрясающих и таинственных сочинений Шостаковича, отражение его психологического состояния в разгар пропагандистской кампании по борьбе с формализмом, развернувшейся против него после выхода статьи «Сумбур вместо музыки». «Если мне отрубят обе руки, я буду все равно писать музыку, держа перо в зубах», – говорил Шостакович. Он постоянно испытывал страх ареста и репрессий, но, несмотря на это, сумел вернуться к творческой работе, и 20 мая 1936 года закончил огромное произведение.

Четвертая симфония колоссальна. Ее инструментальный состав соответствует двум симфоническим оркестрам. В партитуре обнаруживаются типичные стилистические черты музыки Малера, партитура Седьмой симфонии которого стояла на рояле Шостаковича во время сочинения Четвертой симфонии. Многие фрагменты привлекают своей изобретательностью и такими неожиданными, даже эксцентричными, поворотами в развитии, на какие Шостакович более уже никогда не решится.

Оркестр Ленинградской филармонии под управлением Штидри уже разучивал симфонию, когда ее исполнение было отменено. Раньше существовала версия, по которой композитор сам отменил исполнение, так как не был удовлетворен работой дирижера и оркестра. В последние годы появилась другая точка зрения – что исполнение запретили «сверху», из Смольного. Премьера была отложена на долгие годы. Во время блокады Ленинграда партитура симфонии была утеряна. В 1946 г. Шостакович по сохранившимся у него наброскам переписал материал для двух фортепиано. Затем в ленинградских библиотеках были обнаружены сохранившиеся партии всех инструментов. Впервые симфония исполнена 30 декабря 1961 г. оркестром Московской филармонии под руководством Кирилла Кондрашина.

В День рождения Мастера Четвертая симфония прозвучит в Большом зале консерватории в исполнении МГАСО. Дирижер – Павел Коган.