Главная / Новости / 2015 / «Никто не забыт, ничто не забыто!»
«Никто не забыт, ничто не забыто!»

20.02.2015

«Никто не забыт, ничто не забыто!»

«Никто не забыт, ничто не забыто!»

 К 70-летию Великой Победы!

 Шостакович. Симфония N 7 “Ленинградская”

«Ленинградская» симфония – поистине одно из важнейших произведений в истории симфонической музыки – стало для советского народа таким же символом борьбы против немецко-фашистских захватчиков, как и знаменитая песня «Священная война».

Именно эти сочинения на протяжении долгих военных лет были музыкальным знаменем нашей страны.

Премьера Седьмой симфонии, созданной в 1941 году, состоялась под управлением дирижёра Самуила Самосуда 5 марта 1942 года в Куйбышеве, где в то время находилась в эвакуации труппа Большого театра. 29 марта она была впервые исполнена в Москве в театре оперы и балета оркестром ГАБТ СССР. Чуть позже ее сыграл оркестр Ленинградской филармонии, находившийся в то время в эвакуации в Новосибирске, под управлением Евгения Мравинского.

Зарубежная премьера «Ленинградской» состоялась 19 июля 1942 года в Нью-Йорке – её исполнил Симфонический оркестр Нью-Йоркского радио под управлением дирижёра Артуро Тосканини.

Но самое знаменитое, историческое исполнение Седьмой прошло 9 августа 1942 года в блокадном Ленинграде; Большим симфоническим оркестром Ленинградского радиокомитета дирижировал Карл Элиасберг.

Партитура симфонии была доставлена в осажденный город самолетом. В дни блокады многие музыканты умерли от голода. Репетиции были свёрнуты. Когда они возобновились, играть могли лишь пятнадцать ослабевших музыкантов. Для восполнения численности оркестра пришлось отозвать музыкантов из военных частей.

Исполнению придавалось исключительное значение; в тот день все артиллерийские силы Ленинграда были брошены на подавление огневых точек противника. Несмотря на бомбы и авиаудары, в филармонии были зажжены все люстры.

«Действительно, — вспоминал кларнетист Виктор Козлов, — включены были все люстры хрустальные. Зал был освещён, так торжественно. Такой подъём был у музыкантов в настроении, так играли с душой эту музыку.»

Зал филармонии был полон, а публика была самой разнообразной: вооружённые моряки и пехотинцы, а также одетые в фуфайки бойцы ПВО и похудевшие завсегдатаи филармонии.

Новое произведение Шостаковича оказало такое сильное воздействие на слушателей, что они плакали, не скрывая слёз. В великой музыке нашло своё отражение объединяющее начало: вера в победу, жертвенность, безграничная любовь к своему городу и стране.

Во время исполнения симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Много позже, двое туристов из ГДР, разыскавшие Элиасберга, признались ему:

«Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть…»

Седьмая симфония возникла из совести русского народа, принявшего без колебания смертный бой с черными силами. Она и сурова, и лирична, и вся летит в будущее, раскрывая суть победы человека над зверем.