Главная / Новости / 2012 / Выдающийся сын выдающихся родителей

11.01.2012

Выдающийся сын выдающихся родителей

Полный текст интервью на сайте

— Павел Леонидович, британский ресурс Classical TV включил вас в десятку лучших дирижеров ХХ века. Что вы об этом думаете?

— Вы знаете, я об этом и не думаю вовсе. Дело в том, что я постоянно работаю. Главное — достичь результатов, которые могли бы меня удовлетворить творчески. Увы, не всегда получается, я вообще крайне критичен к себе. Нет ни одного дня без движения вперед. Нужно держать уровень, форму!

— Что вы считаете своим главным профессиональным достижением к настоящему моменту?

— Ненадолго взлететь, блеснуть и потом исчезнуть — это не карьера, однако такой путь, к сожалению, прошли очень многие. Главное в нашем деле — удержаться. У меня уже на протяжении многих лет есть своя аудитория — не только в России, но и за рубежом. Все эти годы мне удается самовыражаться и держать определенный уровень, а это очень и очень сложно.

— Кто ваша аудитория?

— Это люди, которые любят симфоническую музыку и не представляют без нее своей жизни. Они находят нечто привлекательное в моей трактовке и предпочитают слушать известные и неизвестные симфонические произведения в исполнении Московского государственного академического симфонического оркестра под моим руководством.

— В чем уникальность МГАСО? Ведь не секрет, что сегодня в России работает немало оркестров, которые вынуждены конкурировать между собой.

— Уникальность оркестра — в собственном неповторимом стиле. Много у нас в стране оркестров или нет, уделяется ли им должное внимание — это, безусловно, важно. Но критерий оценки коллектива должен быть один — творчество! Нельзя оценивать его по связям руководителя, административному ресурсу или чему-либо еще. Должна быть честная и здоровая конкуренция, которая базируется только на творчестве.

— И она действительно есть? Наверняка не обходится без недоброжелателей, которые только и мечтают о том, чтобы насолить вам и вашему оркестру.

— А вот тут дело уже не в конкуренции, как таковой, а в отдельных людях. Чем ярче и самобытнее человек и его коллектив, тем сильнее ему завидуют. Такая личность вызывает у многих только негативные эмоции, быть рядом с ней — неудобно, неловко. Наверное, это нормально, хотя, с другой стороны, привыкнуть к этому очень сложно, практически невозможно. Порой бывает очень обидно. Однако человек привыкает ко всему, со временем у него вырабатывается иммунитет — этакий защитный механизм от людской нечистоплотности. Но что делать? Таковы правила игры в нашей профессии. Конкуренция — это прекрасно, но только в том случае, если она справедлива.

— Как вы строите отношения с музыкантами оркестра? Вы конфликтный человек? Что может вас по-настоящему разозлить?

— Отношения с музыкантами строю только с позиции профессионализма. У каждого артиста есть своя индивидуальность, каждый имеет право быть собой. Для меня очень важно отношение человека к работе. Я очень уважаю и ценю труд настоящих музыкантов. Артист оркестра — это замечательная и очень престижная профессия, которая должна быть поднята на очень высокий уровень. У меня вызывают отторжение люди, оказавшиеся в профессии случайно, которые не отдаются ей полностью и преследуют корыстные цели. Не могу согласиться с теми, кто считают профессию артиста плохим ремеслом.

— Как вы набираете музыкантов? Проводите кастинг?

— Это очень сложный вопрос. Рынок оркестровых музыкантов сейчас очень размыт, можно сказать, что его просто не существует. Нынешняя система образования не выдает профессиональных кадров, какие были в советское время, и это очень негативно сказывается на отрасли в целом. Но всё же и сейчас можно найти талантливых людей, которые умеют и хотят учиться.

— С чем это связано? В чем проблема? В отсутствии педагогов, четко выработанной программы?

— Понимаете, мы долгое время жили за железным занавесом, а ведь известно, что наступившая после длительного зажима свобода обязательно перерастает в анархию. Система образования от этого очень сильно пострадала: профессора разъехались по миру, великие ушли из жизни. В эпоху рыночной экономики абитуриент, еще не поступив на первый курс и не овладев профессией, думает только об одном: сколько долларов ему удастся срубить. При этом я ни в коем случае не хочу выглядеть человеком из прошлого или апологетом коммунистического режима: от советской власти я настрадался так же, как и все.

— Почему бы вам, в таком случае, не взяться за преподавательскую деятельность?

— Пока на первом месте у меня всё-таки концертная деятельность. И потом, я не вижу, чтобы музыкальные вузы приглашали преподавать действующих артистов.

— У вас, наверное, очень плотный концертный график? Как часто оркестр выезжает на гастроли?

— Выезжаем часто. Ситуации бывают разные: порой с поездками творится настоящий аврал, иногда, наоборот, устраиваем перерыв. Однако если их немного, это не значит, что оркестр сидит без дела: мы регулярно выступаем в лучших концертных залах столицы.

— Какие гастроли вам запомнились больше всего?

Полный текст интервью на сайте