Главная / Новости / 2011 / Восхождение к классике
Восхождение к классике

21.03.2011

Восхождение к классике

18 и 19 марта на сцене Большого зала Филармонии выступит один из лучших коллективов страны - Московский государственный симфонический оркестр под руководством потомственного музыканта, известного дирижера Павла Когана. Гастроли этого оркестра всегда собирают полный зал. На этот раз в первый вечер прозвучит музыка русских композиторов - в том числе петербургская премьера сочинения митрополита Иллариона «Песнь восхождения». Второй концерт - музыка знаменитых европейцев Дворжака и Брамса.
Накануне петербургских гастролей Павел КОГАН ответил на вопросы нашего корреспондента.


- Павел Леонидович, как в вашем репертуаре появилась «Песнь восхождения» (на семь псалмов Давида) митрополита Иллариона?

- Митрополит Илларион - высокообразованный человек большой культуры. Он проявил себя как замечательный композитор, написав несколько произведений духовной музыки. Я увидел партитуру «Песни восхождения», и мне захотелось представить ее публике.


- А как складываются ваши отношения с современной музыкой? Исполняете ли авангардные произведения? В свое время благодаря вам и вашему оркестру прозвучало много премьер наших знаменитых современников.

- Для меня музыка делится на две категории - хорошая и плохая. Со второй я стараюсь не иметь дела. В любом случае, я исполняю музыку только по собственному интересу, невзирая на моду или конъюнктурные соображения. Если попадается настоящее, ценное, с удовольствием берусь за работу. Конечно, судьба избаловала меня творческой дружбой с Хачатуряном, Вайнбергом, Хренниковым. Ко мне благосклонно относились Шостакович и Бернстайн. Наверное, в памяти многих ленинградцев остались мои выступления в авторских концертах Андрея Петрова.


- Как вы думаете, что будет через десять лет с академической музыкой? Традиционные формы среди нового поколения композиторов не слишком востребованы, всех тянет на эксперименты.

- Академическая музыка требует постоянного внимания. Она нуждается в опеке и поддержке. Только при таких условиях ей обеспечено достойное будущее, а человечеству - радость эстетического воспитания и удовольствия, способного преображать души.


- Вы долго руководили американским оркестром города Солт-Лейк-Сити. Какое место в американском обществе занимает классическая музыка?

- На мой взгляд, самое страшное в нашей отрасли сегодня - ее нестабильность, имеющая место в России. Нет дня без нововведений, изменений, увеличений, сокращений и прочих перемен. Американское симфоническое дело устойчиво стоит на ногах многие десятки, а порой и сотни лет. И в этом их большое преимущество. Система деятельности симфонических коллективов там отработана до мелочей. Тем самым неизменно сохраняется постоянство составов и возможность полностью проявлять себя в художественном процессе. Очень большие усилия прикладываются для привлечения молодежи в число поклонников жанра. И самое главное, что общество испытывает острую потребность в удовлетворении своих культурных запросов и поддерживает искусство, особенно в трудные времена... Впрочем, в последние годы количество слушателей в России резко увеличилось. Для меня это симптом стабилизации. Верю, что эта тенденция сохранится, и наша страна вновь станет лидером в мировом культурном сообществе.


- Отсутствие у работающих людей свободного времени, денег и прочие негативные социальные факторы не способствуют интересу к культурному наследию.

- Мне кажется, классика понемногу входит в моду. Со временем ситуация должна измениться. Публика почувствует, как музыкальное искусство обогащает личность, и будет ощущать его жизненную необходимость.

Полина Виноградова

 

Санкт-Петербургские Ведомости - Культура - Восхождение к классике