Главная / Афиша / Приглашенные дирижеры / Томас Зандерлинг
Томас Зандерлинг

Томас Зандерлинг ,

 

Томас Зандерлинг принадлежит к числу самых авторитетных музыкантов своего поколения. Он родился в 1942 году в Новосибирске, начал учиться музыке в Ленинграде, где его отец, прославленный маэстро Курт Зандерлинг, был дирижёром оркестра Ленинградской филармонии.

Окончив Специальную музыкальную школу при Ленинградской консерватории, продолжил обучение дирижированию в восточно-берлинской Hochschule für Musik.

Как дирижер Томас Зандерлинг дебютировал в 1962 году. В 1964 году он был назначен на должность главного дирижера в Райхейнбахе, а спустя два года стал музыкальным руководителем оперного театра в Галле. В последующие несколько лет он с успехом работал во всех ведущих оркестрах и оперных театрах ГДР, включая дрезденскую Staatskapelle и лейпцигский Gewandhaus, и завоевал Приз берлинской критики за оперные постановки в Komische Oper.

Вскоре после выхода CD с первой в истории записью «Сюиты на стихи Микеланджело» Д. Шостаковича, Т. Зандерлинг стал ассистентом Г. фон Караяна и Л. Бернстайна. В начале 1980-х годов он стал постоянным приглашённым дирижёром Немецкой государственной оперы Unter Den Linden. Затем последовал успешный дебют в Венской государственной опере, где он дирижировал «Волшебной флейтой». Сразу после этого Венская опера пригласила его продирижировать «Свадьбой Фигаро» - первой постановкой шедевра Моцарта в этом театре со времени кончины великого Карла Бёма.

Т. Зандерлинг - обладатель многих престижных наград, в том числе лауреат ряда дирижёрских конкурсов. Среди оркестров, которыми дирижировал Т. Зандерлинг - лучшие коллективы Германии: Немецкий симфонический оркестр, берлинский Konzerthausorchester, дрезденская Staatskapelle, оркестры Дрезденской филармонии и лейпцигского Gewandhaus, оркестр г. Галле, оркестры Баварского радио, северогерманского радио (Гамбург) и западногерманского радио (Кёльн); симфонические оркестры Монреаля, Ванкувера, Питтсбурга, Балтимора и Далласа; оркестр Чешской филармонии, филармонический оркестр радио Хильверсума (Нидерланды); ведущие оркестры Великобритании (симфонический оркестр Борнемута, Лондонский филармонический, Королевский филармонический, Королевский филармонический Ливерпуля, Шотландский оркестр ВВС), Скандинавии (оркестры филармоний Осло и Бергена в Норвегии, филармонии Хельсинки, Королевский оркестр Стокгольма), России (оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского).

Т. Зандерлинг - главный приглашённый дирижёр Новосибирского академического филармонического оркестра, Национального филармонического оркестра России, а также пожизненный почётный музыкальный директор симфонического оркестра г. Осака (Япония), с которым он дважды в течение трёх лет выиграл Гран-При критиков Осаки. Маэстро особенно прославился своим исполнением русского, немецкого и французского репертуара. В качестве дирижёра-постановщика Т. Зандерлинг приглашался во многие оперные театры, среди которых Немецкая опера Unter den Linden; берлинские Staatsoper, Deutsche Oper и Komische Oper; Баварская и Гамбургская государственные оперы; Опера Франкфурта; оперные театры Галле и Бонна Венская государственная опера; Большой и Мариинский театры; театр La Fenice (Венеция); оперные театры Ниццы, Граца, Гётеборга, Осаки; Королевская опера и Kongelige Teater (Дания); Финская национальная опера; Opera Forum (Нидерланды). Оперный репертуар маэстро включает такие шедевры, как «Фиделио» Бетховена, «Тангейзер» и «Лоэнгрин» Вагнера, «Вольный стрелок» Вебера, «Отелло», «Аида» и «Дон Карлос» Верди, «Дейдамия» Генделя, «Русалка» Дворжака «Волшебная флейта», «Дон Жуан», «Свадьба Фигаро», «Так поступают все» Моцарта, «Богема» Пуччини, «Проданная невеста» Сметаны, «Пиковая дама» Чайковского, «Леди Макбет...» Шостаковича, «Кавалер розы» Р. Штрауса.

Будучи в течение многих лет близким другом Д.Д. Шостаковича и его семьи, Т. Зандерлинг по сей день продолжает тесно сотрудничать с И.А. Шостакович, вдовой композитора. Впервые он встретился с Шостаковичем во время своего московского дебюта, дирижируя по приглашению Евгения Светланова Государственным академическим симфоническим оркестром СССР (после победы на престижном международном конкурсе дирижёров в ГДР). Под впечатлением от искусства молодого дирижёра, Шостакович предложил ему перевести на немецкий тексты своих 13-й и 14-й симфоний. Позднее Т. Зандерлинг продирижировал немецкими премьерами обоих сочинений. Он также впервые в мире записал Сюиту на стихи Микеланджело. Затем последовали мировые премьеры двух вокальных циклов: «Шесть романсов на стихи британских поэтов» и цикл англо-американских народных песен, с симфоническим оркестром Баварского радио в Мюнхене (концертные записи обоих циклов были изданы на лейбле Orfeo в 2012 году). По инициативе И.А. Шостакович Зандерлинг создал оригинальную итальянскую версию Сюиты на стихи Микеланджело.
Кроме того, Т. Зандерлинг осуществил премьерные записи многих других сочинений великого композитора (2 CD, вышедшие на Deutsche Grammophon и отмеченные «выбором редактора» по опросу лондонского журнала Gramophone, солист С. Лейферкус)). В их числе: Сюита из оперы «Леди Макбет Мценского уезда», Восемь вальсов (оркестровка Б. Тищенко), «Четыре стихотворения капитана Лебядкина» ор. 146, «Сатиры» («Картинки прошлого») оp. 100, «Пять романсов на тексты из журнала «Крокодил» оp. 121 (оркестровка Л. Десятникова), «Предисловие к полному собранию моих сочинений» оp. 123.

Обширная дискография Томаса Зандерлинга включает записи, сделанные на Deutsche Grammophon, Sony Classical International, Naxos, BIS, Chandos, Audite, Berlin Classics. Записи дирижёра удостоены многих призов. Например, Симфония № 6 Г. Малера с оркестром Санкт-Петербургской филармонии (Cannes Classical Award); Полное собрание симфоний И. Брамса с Лондонским оркестром Philharmonia (Salzburg Prize); Концерт для фортепиано с оркестром П. Клецки ре минор op. 22, солист Й. Бановетц (Grammy Nomination); Полное собрание симфоний французского композитора А. Маньяра (Cannes Classical Award); Полное собрание оркестровых сочинений С. Танеева (получившее несколько призов).

Одним из самых ярких событий прошедшего сезона стала российская премьера Симфонии № 3 Л. Бернстайна «Кадиш», исполненной под руководством Т. Зандерлинга на III Большом фестивале Российского национального оркестра в Концертном зале имени П.И. Чайковского в Москве 11 сентября 2011 года.

Ближайшие планы маэстро Зандерлинга включают концерты в Берлине и Пекине с Штутгартским симфоническим оркестром, с Сиднейским оркестром, оркестром Санкт-Петербургской филармонии, Большим симфоническим оркестром имени П.И. Чайковского; новую постановку оперы Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» в Гётеборгской опере (режиссёр-постановщик Г. Вик); мировую премьеру последней оперы М. Вайнберга «Идиот», посвящённой Д. Шостаковичу, в Национальном театре Мангейма; новую постановку «Свадьбы Фигаро» В.А. Моцарта в Национальном центре исполнительских искусств в Пекине.